Дорога домой. Выпуск ДД-14(03)  [29окт06]
   
История Русской Церкви.
Краткие обзоры

3 -- КИЕВСКИЙ ПЕРИОД (862-1240 гг.).

Крещение Руси произошло в 988 г. Князь Владимир пригласил греческое духовенство крестить русский народ. Этот факт имел неизмеримое влияние на весь русский народ. Когда другие народы принимали христианство, то у них уже была своя языческая культура (в широком понимании этого слова). Поэтому часто христианство у них принималось с трудом. У русских глубокой культуры не было, а также некоторые языческие поверия были похожы на христианские и поэтому христианство привилось сравнительно легко. Русская культура и народная история фактически и начинается с крещением.
Содержание: (1) Обзор Киевского периода; (2) Св. равноапостольный князь Владимир; (3) Крещение Руси; (4) Дальнейшее распространение христианства; (5) Благотворное влияние христианской веры; (6) Церковное управление; (7) Самые замечательные митрополиты этого периода; (7.1) Святой Михаил; (7.2) Святой Иларион.

1 -- Обзор Киевского периода.
Киевский период (862-1240 гг.) начинается с начала русской государственности, то есть с призванием варяжских князей в Новгород. В этот период входит крещение Руси в 988, христианская проповедь и утверждение христианства. В то время Русской Церковью правили греческие митрополиты, которые находились под Константинопольским патриархом. Первый митрополит Русской Церкви был митрополит Михаил и его кафедра была в Киеве. Он и другие митрополиты после него, назначались Константинопольским патриархом. Киевский период кончается нашествием монголов и их взятием Киева в 1240 г.

2 -- Св. равноапостольный князь Владимир (980-1015 гг.).
Князь Владимир, младший внук Св.Ольги был ревностным язычником. В 983 году, после удачного похода, он решил принести человеческую жертву, своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия. Жребий пал на юношу Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином. Феодор не хотел отдать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников здесь же убила Феодора и его сына. Это были первые мученики христиане на Руси.
    Память святых мучеников Феодора и сына его Ионна празднуется 12/25 июля.
    Этот случай, публичного осуждения языческих богов, заставил князя Владимира призадуматься над истинностью его языческой веры. Об этом сомнении в вере, узнали соседние народы и начали присылать проповедников к князю Владимиру, с предложением своей религии.
    Приходили к нему евреи [хазары] и рассказывали о своей вере. Когда князь Владимир узнал что за их грехи, Господь их рассеял по всей земле, то это ему не понравилось.
    Немцы католики, посланных от папы римского, ему тоже не понравились, так как его предкам они тоже не нравились.
    Вера магометан (болгар Волжско-Камских) сухостью их богослужения, с их извращением о загробной жизни, о женах и запрещении пить вино, тоже не понравилась князю Владимиру.
    Самое сильное впечатление произвел на князя Владимира греческий проповедник. В конце своей беседы, он показал картину Страшного Суда.
    По совету бояр, князь Владимир послал девять посланников, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда русские послы были в Константинополе, то великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы - тронули до глубины их души. Они потом говорили князю Владимиру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Слушающее это бояре сказали: «если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей». А послы сказали: «И как отведавший сладкого не захочет горького, так и мы не хотим оставаться больше язычниками».

После всей этой подготовительной работы, князь не сразу принял хриситанство. Через год после возвращения послов он пошел войной на Греков и взял город Херсон. Отсюда он отправил послов в Константинополь к Императорам Василию и Константину с требованием руки их сестры, царевны Анны. Те ему ответили что сестра их может быть только женой христианина. Тогда Владимир объявил что хочет креститься. Но в это время он заболел и ослеп.
    Когда царевна Анна прибыла в Херсон, то посоветовала ему поскорее креститься. Итак, князь Владимир крестился в 988 году и был назван Василием. Когда он вышел из купели, он прозрел и в избытке радости воскликнул: «теперь я познал истинного Бога»!
    Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Князь Владимир приступил к истреблению языческих идолов и главный идол Перун был привязан к конскому хвосту и брошен в Днепр.
    С принятием христианства нравственный облик св.князя Владимира совершенно изменился. Раньше, когда он был язычником, он был жестоким, воинственным, мстительным и предавался различным порокам. Приняв христианство он сделался милосердным, кротким и добрым, а так же примерным христианином. В летописи говорится, что князь повелел всякому нищему и убогому приходить на его двор и получать «питье и яденое» и от «ключниц деньги». Кто были немощные и больные и не могли дойти до княжеского двора, тем развозили милостыню по домам.
    Святой князь Владимир скончался на 56-ом году жизни 15/28 июля 1015 года. Поэтому и память святого Равноапостольного Великого Князя Владимира празднуется 15/28 июля (4 дня после святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги).

3 -- Крещение Руси (988 г.).
Вернувшись в Киев из Корсуни, князь Владимир объявил, чтобы все жители, богатые и бедные, знатные и простые явились в определенный день на реку Днепр для принятия крещения. Те которые не явятся будут считаться что они не повиновались приказу самого князя. Киевляне спешили исполнить волю князя рассуждая так: «если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».
    В назначенный день жители Киева собрались на берегу Днепра. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь. Взрослые держали на руках детей и младенцев. Священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и народ свой, словами псалмопевца:

«Господи Боже!
Призри с небес и виждь,
и посети виноград сей и утверди,
его же насади десница Твоя». (Псалом 79:15-16 цс)
(Господи Боже!
Посмотри с небес и увиди,
и посети и утверди этот виноград
его же посадила Твоя рука»).
По выражению летописца, в тот день: «Земля и небо ликовали видя множество спасаемых».

4 -- Дальнейшее распространение христианства.
После Киева и его окрестностях святая вера была утверждена в Новгороде, где крестили новгородцев. Из Новгорода митрополит Михаил, в сопровождении четырех епископов и Добрыни, прибыли в Ростов, потом в Суздаль, в Смоленск, в Псков и другие города.
    Христианская вера распространялась главным образом возле Киева и по Великому Водному пути до Новгорода. От Новгорода она распространялась по волжскому пути. Под влиянием православной веры здесь образовалось и окрепло сильное великорусское племя.
    Вера Христова распространялась мирными средствами - проповедью и убеждением, (а не огнем и мечем, как некоторые другие вероисповедания) и благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.
    На западе России распространение православной веры встретилось с сильным влиянием которое шло от римско-католической церкви. Позднее римские папы стараются отделить юго-западные епархии от единства российской церкви, а во вторых, ввести здесь так называемую литовскую унию.

5 -- Благотворное влияние христианской веры.
Христианство оказало благотворное влияние на русский народ. Начинают распространяться добрые христианские обычаи: молитва, благотворительность, путешествия к святым местам. Строились храмы, вместо языческих богов. Ревность к храмостроительству была такая сильная, что иногда небольшие деревянные церкви строились в один день (так называемые «однодневные»).
    Благотворное влияние христианства на жизнь и нравы русского народа содействовало развитие письменности. В особенности заботились о христианском просвещении народа архипастыри и князья. По совету первого митрополита Киевского Михаила, князь Владимир открыл училища в Киеве и в других городах. Сам митрополит Михаил наставлял учителей как нужно обращаться с детьми. Он советовал действовать на детей не гневом и наказаниями, а лаской и любовью.

Святые мученики Борис и Глеб, дети князя Владимира, тоже представляли в своей жизни пример высокого христианского благочестия. Из русских митрополитов известны святостью жизни, Михаил, Иларион и другие. Особенно много примеров святой жизни было в монашестве.
    Сын князя Владимира, Ярослав Мудрый, строя церкви по городам и селам велел священникам обучать народ. В Новгороде он устроил школу для 300 детей. Сам он, читая книги «день и ночь» и собирая вокруг себя «писцов многих» которые переписывали и переводили с греческого на славянский язык. Ярослав тоже построил храм св. Софии Премудрости Божией, в Киеве, на подобие такой же известной церкви в Константинополе.
    Примеру Владимира и Ярослава подражали и князья которые правили после них, а так же духовенство и особенно иноки в монастырях.

В монастырях на книжное дело смотрели как на Божие дело. Поэтому свое свободное от молитвы время, монахи посвящали переписыванию книг и переводу их. Иногда, для того чтобы переписать книги, монахи даже путешествовали на Восток - в Константинополь и на гору Афон.

Кроме заботы о христианском просвещении народа, архипастыри и пастыри Русской Церкви старались утвердить в русской земле гражданский порядок и законы на основах христианского учения. Особенно благотворно было их влияние на вражду и споры между князьями. Митрополиты или сами старались остановить споры князей, или для этого присылали своих епископов. Все это содействовало объединению и укреплению русской страны.
    Крещение Руси имело неизмеримое влияние на весь русский народ. Когда другие народы принимали христианство, то у них уже была своя языческая культура. Поэтому часто христианство у них принималось с трудом. У русских же глубокой культуры небыло, а также некоторые языческие поверия были похожы на христианские и поэтому христианство привилось сравнительно легко. Русская культура и народная история фактически и начинается с принятием христианства.
    С принятием христианства русские получают истинную веру, православно-христианское мировоззрение, письменность, литературу, школы, государственность, право и т.д. Все это и имеет начало в православной вере. Русский характер тоже создан под влиянием 1000-и летней христианской проповеди. Этим и объясняется изобилие христианских качеств в русском народе, которые часто подмечают наблюдательные иностранцы, имевшие продолжительный контакт с русскими. Можно свободно сказать что православная вера является колыбелью русской культуры и воспитательницей русского характера.
    Приложение. Благотворное влияние христианства (ДД-06)

6 -- Церковное управление.
Вскоре после крещения Владимира прибыл из Константинополя в Киев наш первый митрополит Михаил (988-992 гг.), с несколькими епископами. Эти епископы не получили определенных епархий, а только помогали митрополиту, в распространении веры в русской земле.
    При втором митрополите Леонтии (992-1008 гг.) были поставлены епископы в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире на Волыни, в Белгороде, в Тмутаракани, Полецке и Турове.
    В XI веке стали известными епархии в Юрьеве и Переяславле, в XII веке - в Смоленске, Рязани и Галиче, в начале XIII века во Владимире на Клязьме, Перемышле и Епархия Холмская. Самая большая епархия была Новгородская, занимавшая весь север России. Новгородскую епархию возглавлял архиепископ.
    Во главе Российской Церкви стоял митрополит с кафедрой в Киеве. Митрополит был поставлен Константинопольским патриархом. Все епископы, а также Новгородский архиепископ подчинялись митрополиту. Митрополит поставлял епископов, созывал их на соборы, судил их с собором других епископов, и делал распоряжения касающиеся всей Российской Церкви.

Так как Россия получила христианскую веру от православной греческой Церкви, то первые наши архипастыри были греки. После этого Русская Церковь долгое время (до 1448 г.) находилась в зависимости от константинопольского патриарха. Киевская митрополия была одна из его митрополий. Так как русское государство было независимо от греческой империи, русская митрополия пользовалась правами экзархата. (Экзарх это что-то среднее между митрополитом и патриархом). Патриархи только поставляли русских митрополитов, но в дела внутреннего управления их, за исключением очень редких случаев, не вмешивалась.
    Русская Церковь всегда сохраняла уважение к матери своей, греческой Церкви, но тоже всегда стремилась к самостоятельности. Поэтому, она всегда желала иметь митрополитов из своих русских, которые были бы поставлены независимо от константинопольского патриарха. Известны два случая (в Киевском периоде) когда независимо от константинопольского патриарха, были избраны два митрополита: митрополит Иларион (1051-1055 гг.) и митрополит Климент (1147-1155 гг.). Оба они были одни из лучших правителей Церкви.

Русская Церковь постепенно крепла, развивалась и шла по своей дороге к полной независимости. Сперва греческое духовенство крестило Русь (988 г.) и насаждало христианство. Поэтому первое время, митрополиты были греческие и под константинопольским патриархом. Позднее, (1488 г., 500 лет после крещения) митрополиты стали выбираться русским духовенством, но Церковь все еще была под константинопольским патриархом. И наконец Русская Церковь получает своего патриарха (1589 г., 600 лет после крещения) и становится независимой от константинопольского патриарха.

Митрополиты и другие иерархи нашей Церкви пользовались большим уважением как князей, так и народа, и легко могли бы достигнуть большой светской власти. Сами князья давали им управлять и решать дела, прямо не подлежащие духовной власти. Например: споры о наследстве, наблюдение за верностью торговых мер и весов и другие. Особенную силу имел архиепископ в Великом Новгороде. Но верные духу учения Христова и преданиям Православной Церкви, наши иерархи не стремились к светской власти, а старались пользоваться своим влиянием и значением ко благу Церкви и народа. Они старались о том, чтобы утвердить гражданский порядок на основах христианского учения, и заботились о просвещении народа. Отношение архипастырей к князьям были как отношения духовных отцов к своим духовным детям.

7 -- Самые замечательные митрополиты этого периода.
Самые замечательные митрополиты этого периода, были святой Михаил (988-992 гг. ) и святой Иларион (1051-1055 гг.).

7.1 Святой Михаил (988-992 гг.).
Святой Михаил был первым митрополитом Русской Церкви. Он был греком и это он совершил крещение Руси и дальнейшее ее утверждение в христианстве. Он отличался апостольскою ревностью в распространении христианской веры. Из за этого он ездил в Новгород и Ростов и заботился о заведении училищ. По его совету, князь Владимир стал открывать училища в Киеве и в других городах, и брал туда детей лучших граждан.
    Сам митрополит Михаил наставлял учителей как нужно обращаться с детьми. Он советовал действовать на детей не гневом и наказаниями, а лаской и любовью.
    (Примечание. Обратите внимание что это было свыше 1000 лет тому назад, когда русские только что вышли из язычества).
    Память свят.Михаила, первого митрополита Киевскаго празднуется в день перенесения его мощей (1730 г.) в Великую Успенскую Церковь, в Киево-Печерской лавре, 30 сентября/13 октября, а также в день его преставления 15/28 июня.

7.2 Святой Иларион (1051-1055 гг.).
Святой Иларион был первый митрополит из русских. До поставления в митрополита, он был старшим священником в селе в близи Киева. Там был летний дворец князя Ярослава, который отличался просвещением и благочестием. Еще в сане священника он написал слово о Законе и Благодати вместе с похвалою князю Владимиру и молитвою Богу от земли русской.
    Святой Иларион не ограничивался обыкновенным исполнением своих обязанностей, и налагал на себя особенные подвиги. Из своего села он часто уходил на соседнюю гору, на которой он выкопал себе пещеру. Там он уединялся молился и размышлял о Боге.
    Эта пещера позднее стала основанием великой Киево-Печерской Лавры. Подвиги святого Илариона приобрели уважение великого князя, по указанию которого он был избран в митрополиты.
    При посвящении он торжественно произнес составленное им и дошедшее до нас исповедание веры. В его время пришли из Цареграда в Киев три греческих певца и ввели в церквах правильное и благозвучное пение по гласам.
    Самым важным событием для Русской Церкви того времени, было возникновение Киево-Печерской Лавры (1051 г.).
    Память св.преподобнаго Илариона схимника, митрополита Киевскаго празднуется 21 октября/3 ноября.

ОГЛАВЛЕНИЕ
НАЗАД
ВПЕРЕД

Литература на интернете.
• История Русской Церкви. Оглавление (по прот. Смирнову) [ДД-74(0)]
• ИРЦ. Московский период (по прот. Смирнову) [ДД-74(3)]
• История Христианской Церкви (прот. Смирнов) (ДД-68р)
• История России (Будзилович) http://www.russia-talk.com/history/hist-contents.htm


Духовный листок «Дорога домой. Выпуск ДД-14(03) --
История Русской Церкви. Краткие обзоры. Киевский период»
Церковная Гимназия при
Храме всех Святых в Земле Российской просиявших (АНМ)
School at the Church of all Russian Saints (AM),
744 El Camino Real, Burlingame, California 94010-5005
эл. страницы: http://www.dorogadomoj.com/
d14irc03kie.html,  (I-й вып:25мар90),  29окт06
рус. текст: АНМ.
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Истории Русской Церкви
НАВЕРХ