Дорога домой. Выпуск ДД-88р  [19июл10]
РИМО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РОССИЯ.
Протопресвитер Иоанн Недзельницкий. 1926 г.
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния,
любоначалия и празднословия не даждь ми.
(Молитва св. Ефрема Сирина)

Эта работа Протопресвитера Иоанна Недзельницкого (John Nedzelnitsky) (1866-1946) была опубликована в 1926 г. под заглавием «Попытки пап подчинить себе Русскую Церковь от времени святого Владимира до 16-го века включительно».
    Отец Иоанн родился 14 апреля 1866 г. в г. Одесса в семье священника. Учился в Одесской духовной семинарии и в Киевской духовной академии, которую окончил в 1887 г. В этом году и женился, и был рукоположен во священника. Служил в различных городах на Юго-Западе России, а потом был направлен в Америку. Был в юрисдикции Северо-Американской митрополии Русской Православной Церкви в гг. Питтсбург (шт.Пенильвания), Линн (шт.Массачусетс) и Миннеаполис (шт.Миннесота). Скончался в 1946 г. в г. Элмхурст (Elmhurst) (шт.Массачусетс).
    Римо-Католическая Церковь, как и другие Церкви, прошла сложный исторический путь, очень отличающийся от Православных Церквей. Она сохранила апостольскую преемственность и способствовала становлению Европейской Западной Цивилизации. Но она пронизана грехом любоначалия (властвования), гордыни и ксенофобии, что и было передано европейским народам. Римо-Католические учебники заявляют, что уже в IV веке римский папа начал заявлять, что основываясь на Новом Завете, он является главой Церкви. Несогласные с этим единоличным заявлением являются схизматиками, еретиками и раскольниками. С тех пор, уже XVI веков, идет постоянная критика и осуждение, а с 1054 г. и травля и гонения, включая силовые действия на Православную Церковь и на все православные народы. Это и есть первоисточник русофобии на Западе (ЗЗ-10.2). Католики согласятся на многое, только чтобы главенство папы было признанно – они действительно одержимы грехом любоначалия.
    Содержание. Введение.
I – Русь державная. (1.1) X век. (1.2) XI век. (1.3) XII век. (1.4) XIII век. (1.5) XIV век. (1.6) XV век. (1.7) XVI век.
II – Западная Русь (подъяремная). (2.1) Константинопольский патриарх. (2.2) Православные братства. (2.3) Попытки создания унии. (2.4) Прозелитизм иезуитов. (2.5) Уния. (2.6) Собор в Бресте. 1596 г. (2.7) Гонения на православных.
Заключение. Примечания.

Введение.
    Папы римские считая себя наместниками Христа на земле, а римско-католическую церковь, признавая единою истинною, постоянно стремились к распространению своей власти среди народов. Чрез своих миссионеров они не только проповедовали христианство язычникам, но старались покорить своей власти и тех, которые уже были христианами. Поэтому и Русский народ не мог укрыться от властолюбивых притязаний Римского папы. Эти притязания существуют и до настоящего времени.

I – РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ.

1.1 – Х век.  Есть два исторических известия, свидетельствующие о попытках пап подчинить своему духовному влиянию Русских еще до образования христианской Православной Церкви на Руси. В письменных памятниках 11-го века, в хронике монаха Адемара повествуется, что германский император Оттон I прислал в Киев к княгине Ольге трирского монаха Адальберта, назначив его с 962 г. епископом русским. Оттон известен вообще своею ревностью к распространению римо-католичества.

    В древней русской летописи находится такое известие: когда в 10 веке к князю Владимиру еще язычнику, начали приходить проповедники разных вер, то в числе других пришли и немцы, «послани от папежа». Владимир, выслушав их проповедь, отвечал: «яко отци наши сего не прияли суть».

    Попытки эти не увенчались успехом. Посланного Оттоном монаха Адальберта Русские изгнали и даже едва не убили. Не имели успеха римские миссионеры и у Владимира: князь предложил им убраться в свою страну.

    Первая попытка римской церкви подчинить себе Русскую Церковь была в то время, когда Владимир только что принял Святое Православие от Греков. Когда Владимир находился еще в Херсонесе по своем крещении, к нему приходили послы от папы с мощами святых с целью отклонить крестившегося князя Владимира, а в его лице и всю будущую Русскую Церковь от союза с Греческою Церковью и подчинить папской власти. Но князь Владимир остался верен Греческой Церкви. Ему после крещения были открыты глаза на Римскую церковь. «Когда, - говорит митрополит Макарий, - крестившие Владимира греческие пастыри преподавали ему вслед за крещением подробное наставление в вере Православной, то заповедали: «Не принимай учения от латын; их учение развращено», - и исчислив разные нововведения латынян, присовокупили: «их же блюдися учения. Бог да сохранит тя от сего».

    В 991 г. римский папа снова прислал посольство к князю Владимиру. Владимир принял с честью посольство и отправил своего посла в Рим. Но дальше этого дело не пошло. Патриарх Константинопольский, после этого посольства, писал кн. Владимиру послане, в котором предупреждал князя, что вера латинская совсем не то же, что вера истинная – греко-кафолическая. Патриарх просит князя не приобщаться зловерию латинян потому, что вера латинская не добрая.

    В 1000 г. так же были послы от папы к Владимиру. Но все три посольства к нему римских пап не имели успеха. Об этом говорит сам папа Иннокентий III, в своем послании 1207 года к русскому духовенству и мирянам.

    Папы пытались покорить своему игу русских князей и заключением браков русских князей с католичками. Так, по желанию папы, Болеслав, польский король, выдал свою дочь за Святополка, сына Владимирова, и слал в Киев римо-католического бискупа, или архиерея, Рейнберга. Этот возбудил в Святополке расположение к католичеству. Тогда Владимир посадил Рейнберга в темницу, где он и умер, а Святополк, поколебавшийся в вере, произвел великие смуты в княжеском роде. Он убил своих братьев Бориса и Глеба, а потом погиб и сам, бежав из России с именем «Святополка Окаянного».

    Таким образом, неудача встретила пап и папских послов в 10 веке при Ольге (962 г.), Ярополке (979 г.), Владимире (986 г., 988 г. и 998 г.) в 11 веке при Ярославе I (1054 г.). Только при Изяславе I на первых порах папе можно было рассчитывать на успех.

    1.2 – XI век. В 11 веке (1073 г.) великий князь Киевский Изяслав I выгнан был своими братьями из Киева и просил помощи польского короля Болеслава. Ему Киевский князь предложил большие сокровища. Болеслав принял сокровища, но помощи не оказал. Тогда Изяслав I обратился к немецкому императору Генриху IV , но и здесь безуспешно. Наконец Изяслав I отправил своего сына в Рим к папе Григорию VII с жалобой на польского короля Болеслава и с просьбой помочь ему вернуть великокняжеский Киевский престол. Папа ответил двумя посланиями: одним к Болеславу о возвращении сокровищ Изяславу I . Второе послание было обращено к Изяславу I , в котором, между прочим, папа просил принять послов его с любовью и верить тому, что они скажут или постановят от его имени. Помощь папы оказалась излишней. Брат Изяслава Святослав, занимавший великокняжеский престол скончался в 1076 году, и Изяслав свободно занял его место. Тогда и переговоры с папой прекратились.

    Между 1087 и 1089 г. была другая попытка папы подчинить себе русских.

    Римский папа Климент III прислал посольство к русскому митрополиту Иоанну II. Посольство состояло из епископа и его свиты и имело своею целью соединение церквей – Римской и Восточной. Митрополит в ответном послании напомнил римскому папе, что римская церковь  допустила многие заблуждения,  и советовал обратиться для окончательного решения дела к Константинопольскому патриарху. После такого совета митрополита Иоанна папа Климент III не возбуждал более вопроса о соединении Церквей.

    1.3 – XII век. Попытки к подчинению Русской Церкви со стороны папы были в княжение Владимира Мономаха 1113-1129 г., т.е. в 12 веке.

    Владимир Мономах просил митрополита Никифора изложить ему причины отлучения латинян от Православной Церкви. Митрополит Никифор, изложив причины, предостерегал князя: «молю Бога, да соблюдет тебя благоверным и не уклоняющимся от правой веры навсегда, если не допустишь войти волку в стадо Христово и не дашь насадить терние в винограднике Божиим, но сохранишь древнее предание своих отцов».

     Вооружались против папских стремлений и преподобный Феодосий Печерский и митрополит Георгий (в период 11 и половина 12-го века). Они подробно опровергали заблуждения римской церкви, заповедали православным всячески хранить себя от учения латинян, запрещали иметь общение с ними не только в молитве, но и пище, питии, и тем предохраняли овец Православия от римских волков.

     В 1155 г. в Россию, в качестве миссионера, папою был назначен аббат клервонский Бернард. Возбуждая миссионерскую ревность в Бернарде, краковский епископ Матвей (1143-1166 г.г.) писал ему, что «Руссы многочисленны как звезды, что они, хотя по имени исповедуют Христа, но делами отвергают Его, и что если аббат привлечет ко Христу эти чуждые и грубые народы, то его ожидает еще большая слава, нежели какой достигли Орфей и Амфион, смягчавшие своими песнями на лире каменные сердца дикарей». Точно не известно, имела ли какой-либо успех миссия Бернарда или нет.

    Под 1169 г. в одной из русских летописей помечено: «того же лета приидоша послы от римского папы».

    1.4 – XIII век. С 13-го века римские папы с особенною настойчивостью стараются водворить свое духовное влияние в Русской Православной Церкви.

    В 1204 г. римский папа Иннокентий III прислал своего посла к русскому князю Роману Галицкому. Посол папы старался сначала убедить Романа в превосходстве римского исповедания пред восточным, но, встретив сильное обличение со стороны князя, думал подействовать на его честолюбие и сказал, что если он примет латинскую веру, то папа сделает его королем,  и покорит ему многие земли мечем св. апостола Петра. Тогда Роман, обнажив свой меч, спросил посла: «таков-ли меч Петров у папы? Если таков, то он может брать города и дарить другим. Но это противно слову Божию, ибо иметь такой меч и сражаться им Господь запретил Петру (Иоан. 18, 10-11). А я имею меч, от Бога мне данный, и пока он при бедре моем, дотоле не имею нужды покупать себе иначе, как кровью, по примеру отцов и дедов моих, распространявших землю Русскую».

    Это посольство римского папы даже разгневало Романа. В этом году князь Роман вступил в Польшу со своим войском, грозил не только опустошить ее города, но истребить в ней латинскую веру. Только смерть помешала Роману осуществить его намерение.

    В 1207 г. тот-же римский папа Иннокентий III прислал новое посольство в Россию и обратился с посланием уже не к одному какому-либо князю, но «ко всем архиепископам, епископам, клирикам и мирянам в России», убеждая их «покориться учительству» его папы и «принять кардинала-пресвитера Виталиса как посла апостольского (вернее папского), даже как самого папу, и беспрекословно повиноваться его … советам и наставлениям». Но это посольство осталось без всякого успеха.

    В таком же духе, но только с более дерзкими надеждами, писал послание «ко всем князьям России» и папа Гонорий III в 1227 году с требованием подчиниться папе. Успеха это послание не имело.

     В 1231 г. папа Григорий IX в послании своем убеждал Владимирского великого князя Юрия Всеволодовича покориться папе, но потерпел неудачу. Юрий (он же Георгий) скончался в св. Православии и даже причтен Православной Церковью к лику святых.

     Не так счастлива была в этом отношении Русь Галицкая. С Галицким князем, Даниилом Романовичем вступил в сношения римский папа Иннокентий IV , приславши двух доминиканцев для постоянного присутствия при Данииле, а Прусскому архиепископу Генриху вверил должность папского легата в Русской Церкви с предписанием» одно искоренять, другое насаждать», и с правом поставлять в Россию латинских епископов. Папа обещал князю соединить всех западных христиан для крестового похода против Татар, прислал ему королевскую корону и скипетр, но князь не принял вена и отвечал папе: «татары не перестают ратовать на нас: что мне в венце без твоей помощи?»

     А в 1249 г., не получая помощи от папы, князь Даниил совсем выгнал из своих владений папского легата Альберта и прервал с папою сношения, тянувшиеся около десяти лет. Умер князь православным. Но смуты, происшедшие в семье Галицких князей по смерти Даниила, были причиной того, что Галиция подпала под власть Венгерских королей, приверженцев Рима. И когда венгерский князь Коломан был коронован латинским архиепископом, тогда православный епископ и священники были выгнаны из Галиции, церкви превращались в костелы, народ принуждали к латинству, Папы в Риме ликовали…

     Тот-же папа Иннокентий IV возбуждал своих римо-католиков напасть на Россию с Северо-Запада и огнем, и мечем покорить русских папе. По поручению папы шведский владетель Биргер собрал на Россию крестовый поход, чтобы обращать православных русских в католичество. Но защитником России и Православной Церкви явился Благоверный князь Александр. Он встретил Шведов на Неве, при впадении в нее реки Ижоры и нанес им поражение, за что получил название Невского.

     Папа Иннокентий IV сносился с князем Александром Невским и посредством грамоты, которую прислал ему в 1248 г. с двумя хитрыми своими кардиналами. Папа призывал князя Александра и всех русских к повиновению папе. Князь Александр принял папскую грамоту и посольство, созвал для совещания своих приближенных, - прежде всего, конечно, лиц духовных, составил письменный ответ на грамоту папы и передал его послам папским-кардиналам, сказав: «Мы знаем истинную историю Церкви от Адама и до Христа и от Христа до седьмого Вселенского Собора; содержим то самое учение, которое возвестили во всем мире св. Апостолы, храним Предание св. Отцов седми Вселенских соборов, - а вашего (римско-католического) учения не принимаем». Послы возвратились к папе без всякого успеха.

     Все эти послания и посольства папы не имели успеха. Гораздо важнее была та пропаганда, которую открывало латинство тайно – в недрах России и явно путем насилия – на северо и юго западных ее окраинах. Внутренняя пропаганда велась некоторыми из тех католиков, которые в большом количестве проживали в пределах России. Например, так поступали, согласно папскому указанию, монахи Доминиканского ордена, проживавшие в Киевском монастыре св. Богородицы. Впрочем, русское правительство – церковное и гражданское – зорко наблюдало за поведением католиков, и иногда употребляло против них строгие меры: Владимир Рюрикович изгнал упомянутых доминиканцев из Киева, как скоро заметил их тайные действия в ущерб св. Православию (1233 г.). На северо-запад России латинство вливалось ( XII -XIII в.) ливонским орденом (меченосцев), который концентрировался около Риги. При поддержке датского короля ливонские проповедники, вступившие в борьбу с полоцкими князьями, быстро распространили латинство между чудскими инородцами Балтийского края, изгнали из Эстонии Православную Миссию, основали несколько епископских кафедр, настроили монастырей и церквей.

    1.5 – XIV век. В 1347 г., с благословения римского папы, на севере России покушался распространить латинскую веру шведский король Магнус.

     В этом году он созвал в Стокгольме государственный совет и объявил ему свое намерение просветить латинством Россию. Совет одобрил намерение короля, и он с многочисленным войском подошел к Новгородским пределам. Отсюда он послал сказать Новгородцам: «Пришлите на съезд своих философов, а я пошлю своих, пусть они порассудят о вере: я хочу знать, какая вера лучше. Если окажется вера лучше ваша, я пойду в вашу веру, а если лучше наша, вы примете нашу веру, и будем все как один человек. Но если вы не примете нашей веры, тогда я пойду на вас все. Своей силою».

     Новгородский епископ Василий и все новгородцы, посоветовавшись, отвечали Магнусу: «Если хочешь узнать, какая вера лучше, наша или ваша, то пошли в Царьград, к Патриарху, ибо мы приняли правую веру от Греко. А сами мы не намерены препираться с тобою о вере. Если же чем мы обидели тебя, объяви об этом нашим послам». Магнус ответил послам, что он не имеет никакого неудовольствия против Новгородцев, а желает только обратить их к римско-католической  вере. После этого он обступил войском город Орехов (недалеко от Новгорода) и начал крестить в латинскую веру окрестных Ижорцев и Карелов, которые еще в 13 веке приняли Православие из Новгорода. Против тех, которые не соглашались креститься, Магнус употреблял свою силу. Вскоре Магнус овладел г. Ореховым, крестил всех жителей его латинскому обряду и отпустил их из города, взяв с них клятву, что они постараются склонить к римо-католицизму и всех своих единоземцев. Но отпущенные жители не исполнили данной ими клятвы. Кроме того, Новгородцы вскоре возвратили себе Орехов и выгнали Магнуса из своих владений.

     Огорченный неудачей, король Магнус обратился за помощью к римскому папе Клименту VI . Папа повелел подчиненным ему латинским епископам          в Швеции, Дании и Норвегии проповедовать крестовый поход против России, обещая отпущение грехов всем тем, которые пойдут под знаменем креста покорять папе неверных Русских. Но воззвание папы осталось без последствий.

     Как известно, литовские князья в 14 веке были православные. При князе Гедемине (1320-1345 г.г.) в состав Литвы, между прочим, вошли русские города: Киев, Чернигов и часть Волыни. Но когда Ягелло женился на польской королеве Ядвиге, то принял католичество и утвердил его в Литве. В 1400 г. Ягелло лишил православных поданных некоторых прав, Гербов, чиновной службы, шляхетства. Тогда же в г. Вильно и Киеве появились римо-католические епископы и заговорили об унии или подчинении православных русских римскому папе.

    1.6 – XV век. В 15-м веке римскому папе удалось при посредстве Флорентийской унии покорить на время Греческую Церковь, а затем он старался подчинить себе и Русскую. В 1438 г. на соборе во Флоренции состоялось мнимое, призрачное соединение Церквей восточной и западной или уния. Представители Греческой Церкви, хотя далеко не все, и латинской признали на этом соборе папу главою Церкви. Чтобы расположить Русских к участию в этом единении, надо было заставить и русских епископов прибыть на этот собор. И вот с этою целью был после митрополита Фотия, прислан в Россию из Греции митрополит Исидор, грек родом из Солуня, тайный католик, ученый богослов, сладкоречивый оратор. Он привез ласковые письма от Греческого императора Иоанна Палеолога и патриарха Иосифа, замысливших унию с Римом. Великий князь Василий Васильевич Темный встретил ласково Исидора, но весьма изумился, узнавши, что Исидор намерен ехать во Флоренцию. Он долго отговаривал Исидора от этой поездки, но, видя его непреклонность, уступил и, на прощанье, сказал: «Отцы и деды наши не хотели слышать о соединении веры Греческой и Римской; я сам не желаю этого. Но если ты мыслишь иначе, то иди: я не запрещаю тебе. Только сохрани чистоту веры и принеси оную с собою». Исидор клялся быть верным Православию и, отправившись из России в сентябре 1437 года, прибыл в Феррару 18 августа 1438 г., там были сперва заседания Собора. Однако на Флорентийском Соборе Исидор сразу объявил себя сторонником унии с Римом и видя твердость в Православии, которую показывал блаженный Марк, митрополит Ефесский, и другие греческие архиереи, осуждал этих ревнителей Православия. За свою ревность к католичеству Исидор получил от папы Евгения кардинальское достоинство, с титулом Легата Апостольского, выехал из Флоренции 6 сентября 1439 г. Прибыл в Венгрию, Исидор написал отсюда грамоту в Русскую землю и убеждал русских быть братьями римо-католиков, причащаться и у русских и у католических священников. Весною 1440 года, Исидор прибыл в Москву, с грамотою от папы Евгения, убеждавшего русских подчиниться папе. Великий князь Василий Васильевич и народ, узнав про унию Исидора, были крайне недовольны изменою его св. Православию и скоро князь восстал против Исидора. Отправляясь в Успенский собор для богослужения, Исидор велел нести пред собою латинский крест. Во время литургии он начал поминать папу вместо восточных патриархов. По окончании литургии, по распоряжению Исидора, протодиакон в облачении провозгласил с амвона акт Флорентийского Собора, где писалось, что Византийский император и восточные патриархи признали главенство Рима. Все изумились и негодовали, скорбь поразила сердце каждого. Раздался голос великого князя Василия Васильевича. Он назвал Исидора лжепастырем, еретиком и "латинским прелестником" велел низложить его с митрополичьей кафедры и заточить в Чудов монастырь. В 1441 г. Исидор был осужден Собором русских епископов, но потом убежал из-под стражи и отправился в Рим, где жил при дворе папы и пользовался почетом в числе других кардиналов.

     Таким образом, Флорентийская уния была решительно отвергнута в России и не оказала никакого вредного влияния на св. Православие Русской Церкви.

     Не было папам удачи с Исидором. Они избрали другое средство для подчинения Русской Церкви папскому престолу. Это был брак Великого князя с Греческою царевною Софией Палеолог. В 1453 г. Константинополь был взят Турками. Последний Византийский император Константин Палеолог погиб при завоевании города. У него остались два брата Димитрий и Фома. Фома, с титулом владетельного князя Мореи, жил в Риме и пользовался милостями папы. По смерти его у него остались два сына и одна дочь – София. Вот ее то и избрали папы орудием своих честолюбивых планов. Папы решили выдать Софию за Русского Великого князя Иоанна Васильевича III -го.  Они надеялись, что София, восппитанная в Риме, убедит своего мужа подчиниться папе. В Россию было отправлено с этими предложениями многочисленное посольство. Великий князь Иоанн Васильевич согласился вступить в брак с Софией Палеолог. Обрученная Великому князю София с большой свитой отправилась в Россию. Проехав чрез Италию и Германию на лошадях, она из Любека отправилась на корабле до Ревеля, а отсюда, через город Псков отправилась в Москву, куда и прибыла 12-го ноября 1472 г. Всюду встречали ее с великими почестями. В свите, ее сопровождавший, был папский легат Антоний, пред которым, во время пути, везли серебряный папский крест. Чрез этого то Антония папы думали устроить унию России с Римом. Оказалось, что папа напрасно на нее надеялся. София обнаружила полную преданность св. Православной Церкви. Вступив в пределы Русской земли, она оставляла без внимания католические костелы, а входила в православные храмы и просила духовенство служить молебны, прикладывалась к православным иконам, тоже приказала делать и лицам своей свиты, а также и римо-католику Антонию. Когда наступил день въезда Софии в Москву, Великий князь тревожился тем, как бы Русский народ не оскорбился, когда увидит в свите папского легата с предносимым папским крестом. Иоанн просил у Московского митрополита Филиппа I совета. Митрополит ответил князю: «Если ты позволишь в благоверной Москве нести крест пред латинским епископом, то он войдет в одни ворота, а я, отец твой, выйду из города чрез другие ворота. Кто почитает веру чуждую, тот унижает веру собственную». Великий князь немедленно послал боярина взять крест у легата и спрятать в сани. Легат повиновался. Царевна София выехала в Москву утром, а вскоре совершилось и венчание ее с Великим князем. Между тем папский легат Антоний домогался, чтобы Русский народ принял Флорентийскую унию, но Великий князь не хотел, и слышать об унии. Посол папский вступил в прение с митрополитом Филиппом и так-же без успеха. В Москве нашелся искусный книжник Никита Попович, который доказал Антонию истину Греческого исповедания и Антоний сам прекратил спор, ссылаясь на то, что у него «нет с собою книг».

    1.7 – XVI век. И после этой неудачи Римские папы пользовались всяким случаем сношений с Россией, чтобы завести речь об унии. Вот Иоанн IV ведет войну со Стефаном Баторием, королем Польским. Для заключения мира русского царя с польским королем является в Москву папский легат Антоний Поссевин. Ему дается от папы поручение предложить царю подчиниться папе. В 1581 году Антоний Поссевин был уже в Москве и склонял Иоанна Грозного признать власть папы, но получил краткий, резкий и сильный отпор от сильного в слове Иоанна. Между прочим, Царь говорил Антонию: «Папу носят на престоле и целуют его сапог, на котором вышит крест с изображением распятия Христова… Мы поклоняемся древу честного Креста и почитаем его по преданию св. Апостолов и св. Отцов Церкви, и потому ниже пояса не носят у нас креста… и так папа поступает не по уставу св. Апостолов…; обряд его (целования туфли) установлен гордынею человеческою… Папа, который идет наперекор учению Христову, - не пастырь, а волк»… Антоний обиделся ии заметил: «если-де уж папа-волк, и мне что уж и говорить? Зачем же посылал ты просить его о помощи?» … Царь рассердился, вскочил со своего места и, приступая к Антонию с палкою, окованною железом, закричал: «видно у мужиков ты учился, что осмеливаешься говорить со мною по-мужицки; но, видя испуг иезуита, смягчился и заметил: «я тебя давеча говорил, что рассуждения о вере не кончатся без неприятности и обид,.. но, однако оставим об этом разговор».  Разговор прекратился. Антоний выехал из России, не добившись желаемого. И на этот раз домогания папы Григория XIII соединить Русскую Церковь со своею папской не удались.

     Не прошло и 25 лет после отъезда папского посла, как опять начались усилия римо-католиков подчинить Русскую Церковь папскому игу. Появился в России самозванец _ Лжедимитрий, а за ним ряд других самозванцев. Все они были орудиями врагов России, а первый из них Гришка Отрепьев был орудием и иезуитов. Они объявили его законным преемником власти Московских царей и, устроивши его брак с Мариною Мнишек, потребовали, чтобы он поклялся обратить Россию в католичество. Но самозванец и слуги его вели себя так неразумно, нарушали обычаи русских так смело, оскорбляли народ так жестоко, что народ возненавидел римо-католиков, считая их даже "нехристями" безбожниками. И в последующие времена всякого рода попытки подчинить в России русских папе остались безуспешны. За то в Западной Руси, находившейся во владении польского короля, в 16-м веке была введена уния. Здесь происходила страшная упорная борьба св. Православия за свою самостоятельность, о чем поговорим подробно во 2-й части.  

II – ЗАПАДНАЯ РУСЬ (ПОДЪЯРЕМНАЯ).

    2.1 – Константинопольский патриарх. Защитником Православия в русских епархиях, находившихся в Польше, являлся Константинопольский патриарх. Но так как город Константинополь находился во власти Турок, а Греческая Церковь в крайне стесненном материальном положении, то патриарх Константинопольский не имел возможности оказать сильной поддержки русским в Польше.

    2.2 – Православные братства. Гораздо большую помощь, чем Константинопольский патриарх в борьбе с латинством оказали православным людям Юго-Западной Митрополии православные братства.  Первые православные братства появились во Львове и Вильне.

    Сохранилось известие, что в 1453 году во Львове было 8 русских православных церквей и между ними храм Успения Божией Матери. При этом храме было Православное братство, деятельность его носила церковный характер, и забота его была о местной церкви в городе Львове.

     На защиту Православия против латинства в Юго-Западной Митрополии выступили и отдельные лица. То были православные паны Южной Руси. Главное средство, которое они выдвигали против латинства, было духовное просвещение. Паны превращали свои богатые помещения в учебные кабинеты, призывали туда ученых православных иноков и вместе с ними трудились над изданием православных и противо-католических книг. Они заводили при своих домах школы и обучавшихся в школах рассылали в качестве учителей и проповедников-миссионеров по всей Юго-Западной Митрополии.

     Выше всех православных панов по своим трудам на пользу Православия был князь Константин (Константинович) Острожский. В глазах православного народа он являлся столпом св. Православия и самым сильным защитником его. Особенно много потрудился князь Константин в издании полной славянской библии. Библия получила широкое распространение и православные, пользуясь ею, успешно могли разбивать этим оружием слова Божия все ухищрения римо-католиков. К несчастью латинство оказалось сильнее Православия: начав свои попытки введения унии с самого начала отдельного существования Юго-Западной Митрополии, Римская Церковь, в конце концов, достигла своей цели: уния, так называемая Брестская, была введена в Юго-Западной Митрополии в 1596 году.

    2.3 – Попытки создания унии. Первая попытка римских пап ввести унию в Юго-Западной Митрополии была еще при первом митрополите Юго-Западном, униате Григории, но она была безуспешна. Назначение папою Калисстом III , митрополита униата Григория встречена была православными Юго-Западной Митрополии весьма неприязненно. Простой русский народ чуждался унии и митрополита Григория. Тогда последний решил опять стать православным. В 1469 г. Григорий отправил своего посла Мануила в Константинополь к Греческому православному патриарху, прося его «благословения и подтверждения». В 1473 г. Григорий умер в общении с св. Православной Церковью.

    Вторая попытка римских пап ввести унию в Юго-Западной Митрополии была при преемнике Григория – Митрополите Мисаиле. Последний в грамоте папе Сиксту IV склонялся принять Флорентийскую унию, но народ и духовенство остались православными, да и Мисаил дальше письменного решения не пошел.

     Третья попытка римских пап покорить русских в Юго-Западной Митрополии была при митрополите Иосифе Болгариновиче (1500 г.). Но и этот митрополит оказался русским униатом в единственном числе. Русский народ остался православным. Исполнению желания пап покорить себе русских Юго-Западного края помогли иезуиты.

    2.4 – Прозелитизм иезуитов. Водворившись в Польше (в 1554 г.) иезуиты стали прокладывать дорогу своему влиянию, прежде всего чрез школы. В городе Вильне, например они в своей гимназии обучали даже бесплатно бедных детей. Понятно, что бесплатностью прельстились православные и стали посылать к ним своих детей. В самом Риме в униатской коллегии св. Афанасия было открыто несколько вакансий для русских, чтобы воспитывать их в униатском духе. Затем богослужением, проповедью, религиозными процессиями, диспутами иезуиты также влияли на православных. Иезуиты, устроивши в Вильне костел св. Яна, украсили его богато, установили отличный орган, завели прекрасный хор певчих и начали совершать службы с таким великолепием, каких еще никто не видывал в Вильне. Богомольцы толпами спешили в иезуитский костел даже в будние дни. За богослужениями неумолкаемо лилась проповедь иезуитов на разных языках. Ректор иезуитской гимназии Станислав Варшевицкий говорил очень часто проповеди, во время которых народ рыдал. В 1573 г. прибыл в Вильну ученый Петр Скарга – иезуит, по ораторству выше Варшевицкого. Проповеди Скарги привлекали в костел и православных. Посещая пышные богослужения иезуитов и трогаясь их речами до слез, народ спешил исповедываться пред иезуитами, тут же причащался, а потом вписывался в списки римокатоликов. Таким образом, иезуиты успели совратить в латинство многих православных. Князь Курбский писал в своем письме княгине Чарторыжской: многие родители как княжеских, так шляхетских и частных (русских) граждан отдавали (в иезуитскую гимназию) своих детей для обучения свободным наукам, а иезуиты, еще не науча их, едва не всех, в их неразумном возрасте, своими хитрыми внушениями отлучали от правоверия и превратили в свое полуверие».

    Вообще иезуиты тонко пользовались недостатками православной Юго-Западной Церкви, чтобы насаждать унию. Духовенству они указывали на то, что при подчинении папе оно сделается самостоятельнее в церковных делах и освободится от тяжелого для него гнета мирян, ласкали его надеждою на то, что оно займет такое же положение, как римокатолическое духовенство, например, митрополит и епископы места в сенате и т.п.  Православным князьям и панам указывали на невежество православных священников, которые стоят не выше мужиков, одеваются в грубую одежду, в чеботищи, смазанные дегтем, и не умеют правильно сказать слова, на опрятность и образованность католических ксендзов, которые приобрели себе совершенно светские манеры и говорят так красно, льстили им и тем, что когда они взойдут в унию, то для них распростерты будут объятия, теперь чуждающихся их, римо-католических магнатов, и они будут иметь полное значение в Польше.

     Для скорейшего введения унии с Римом в Юго-Западной России иезуиты решили допустить некоторое послабление. Иезуиты предложили православным Литвы принять унию на таких условиях: все обряды Православной Церкви останутся у православных неприкосновенными, но православные признают главенство папы и все учение Римской Церкви. К несчастью для православных, гражданская власть – польско-литовские короли стали помогать иезуитам в борьбе с св. Православием. Из королей польско-литовских особенно известны своим покровительством иезуитам тогдашние короли: Стефан Баторий и Сигизмунд III. Стефан оказал большую услугу иезуитам тем, что назначал на православные архиерейские кафедр самых недостойных лиц. Так митрополитом Киевским при нем был Онисифор Девочка – двоеженец и человек сомнительной веры. Пинским епископом был Леонтий Пальчицкий, живший с женою в епископстве. Холмскую епископскую кафедру занимал Дионисий Збируйский, отличавшийся сутяжничеством и также имевший при себе жену. Перемышльский епископ Арсений был полный невежда в слове Божием. О Брестском епископе Феодосии Лозоватском известен такой факт. Испросив у короля Брестскую кафедру, при жизни нареченного на нее епископа, Ионы Красинского, он с отрядом в 2500 человек, при 9-ти пушках, взял приступом епископский замок и выгнал нареченного епископа из его епархии. Луцкий епископ Кирилл Терлецкий нанимал татар, угров, валахов, сербов и с ними совершал набеги на чужие земли.

     Понятно, что избранные и поставленные польско-литовскими королями такие епископы производили соблазн среди православных, а иезуиты пользовались в своих целях недостатками православных иерархов: по их недостоинству они судили о св. Православной Церкви и вере, смущая этим православных. Выставляя соблазнительное поведение православных архиереев, иезуиты достигли того, что православные паны стали переходить в римо-католичество, простой же народ стал равнодушным к своей вере.

    (2.5) Уния. Иудами-предателями русского православного народа, введшими унию с Римом, явились послушные иезуитам два русских епископа: Кирилл Терлецкий, епископ Луцкий и Ипатий Поцей, епископ Владимирский на Волыни: Кирилл Терлецкий, родом дворянин, в сане епископа вел жизнь разгульного пана польского. Соседи жаловались на его буйство и наезды, сопровождавшиеся убийствами. К тому же он был двоеженец. Ипатий Поцей, также дворянин, воспитывался у иезуитов и был сначала римо-католиком, потом реформатом, наконец, уже православным. В монашество он пошел от долгов, какие наделал, живя в мире. Кирилл постриг его и выхлопотал ему богатую Владимирскую епископию. Оба они тяготились зависимостью от Константинопольского патриарха, панов, братств и мечтали о независимости и почете заседавших в сенате латинских епископов.

     Ближайший повод к унии дало следующее обстоятельство. Константинопольский патриарх Иеремия, во время поездки по югу России в Москву для учреждения патриаршества, лишил Киевского митрополита Онисифора кафедры за двоеженство, назначил на его место Михаила Рагозу и велел ему к возвращению своему созвать собор, для рассуждения о другом двоеженце, обвиняемом во многих преступлениях, Кирилле Терлецком. Михаил Рагоза не созвал собора. Патриарх, отзываемый своими делами из России, послал доверительные грамоты к Рагозе и Мелетию, епископу Владимирскому, для суда над Терлецким. Обе эти грамоты были перехвачены Кириллом, и дело опять затянулось. В это время Мелетий умер и Кириллу Терлецкому,  удалось предоставить Владимирскую кафедру другу своему Ипатию Поцею. Боясь назначения нового суда со стороны патриарха, Кирилл с Ипатием поспешили действовать в пользу унии.

     В 1593 г. они открыто предложили Юго Западным епископам унию для избавления от власти патриарха и от вмешательства мирян в дела церковного управления. В декабре 1595 г. они были уже в Риме, целовали туфлю папы Климента VIII и признали верховную власть римского папы. Папа принял их с радостью, назначил в честь состоявшегося соединения с русскими большое торжество и велел вычеканить монету. На этой монете были изображены папа и русский, припавший к его ногам, и вырезаны были слова: «в память восприятия Русских» ( Ruthenis recaptis ).

     Все это дело велось, по обычаю иезуитов, с разными подлогами и обманами. Так, например, от двух епископов отобрали подписки на белых бланкетах, будто бы для непредвиденных нужд в ходатайстве пред королем за православных, а между тем на этих именно бланках и была написана просьба об унии. Поцей и Терлецкий в Риме сделали такие уступки папе, на которые не уполномочивали их даже единогласные с ними епископы. Еще не успели Терлецкий и Поцей возвратиться из Рима, как эти подлоги были обнаружены, чем и было вызвано сильное негодование против них, и со стороны некоторых епископов (Гедеон Львовский и Михаил Перемышльский), и со стороны православных князей (князь К.К. Острожский) и народа.

    (2.6) Собор в Бресте. 1596 г. В конце 1596 года состоялся собор в городе Бресте для суждения об унии, на который, кроме Юго-Западных епископов, явились два экзарха от Константинопольского патриарха Никифор и Кирилл Лукарис. С самого начала собора православные отделились от униатской партии и открыли особые заседания.  Во главе первых стояли: экзарх, шесть епископов и князь Острожский. Непреклонными приверженцами унии оказались четыре епископа, но их сторону принимал король. Митрополит вел себя нерешительно и не знал, куда стать, доколе светская власть и иезуиты не привлекли его к унии. Приверженцы унии торжественно прочитали папскую буллу и акт соединения. Православные же со своей стороны подписали определение: 1) не слушать митрополита и епископов-отступников и считать их лишенными власти, 2) ничего в отношении веры не предпринимать без воли Константинопольского патриарха.

    (2.7) Гонения на православных. С этого времени начинаются гонения на православных. Униатские епископы смещали православных священников и на их место ставили униатов. Православные братства были объявлены мятежными сходками, православных горожан лишали должностей, стесняли в торговле и ремеслах. Крестьяне подвергались всяческим обидам от своих помещиков-папистов. Храмы насильственно обращались в униатские или отдавались в аренду евреям. Еврей-арендатор имел у себя ключи от церкви и брал пошлину за каждую службу и требу. Римо-католики поляки Православную веру называли арианской, хлопскою и даже собачьею. Западная Русь (Украина) и Белоруссия считались латинянами странами неверных. Православные храмы были пусты, походили скорее на сараи, чем на священные здания.  Во время богослужения поляки толпою врывались в русский храм, били русских плетьми и выгоняли из храма, издеваясь над святынею. Например, в 1584 г. толпа шляхтичей, вооруженных саблями и ружьями, по приказанию Львовского латинского архиепископа Яна-Димитрия Саликовского, накануне Рождества Христова напала на православные церкви и монастыри, выволокла русских священников из алтарей, разогнала род, запечатала храмы, колокола продала евреям и строго запретила отправлять православное богослужение.

     Православных, как овец, силою гоняли в костелы или униатские храмы, секли прутьями и шиповником, заковывали в железные ошейники, морили голодом. Православных русских священников поляки привязывали к столбам, травили собаками, отрубали пальцы, ломали руки и ноги. Множество русских от этих притеснений, убегало в степи к казакам. Эти восстали на защиту православной веры под начальством Наливайки; но поляки одолели их, а Наливайку сожгли в медном быке. Тогда вспыхнуло новое восстание под начальством Тараса. Но, к счастью для православных, умер жестокий гонитель их, король Сигизмунд III . Преемник его, Владислав IV , терпел православных и даже пробовал защищать их пред польскими панами и ксендзами. Но римо-католическое дворянство, власть и духовенство по-прежнему теснили православных. Казаки несколько раз брались за оружие и когда попадались в плен к полякам, эти предавали их ужасным истязаниям. Одних казаков поляки колесовали, другим ломали руки и ноги, иных пробивали насквозь спицами и поднимали на сваи; детей русских жгли на железных решетках пред глазами отцов и матерей. Все это проделывалось римо-католиками над православными Русскими с благословения римских пап «для славы папы» ( ad gloriam papae ) и по внушению иезуитов и польских ксендзов, которые держались правила «цель оправдывает средства», т.е. все можно сделать с православным, лишь бы обратить его в римо-католичество или унию, а не хочет целовать папскую туфлю и быть рабом папы, то можно и убить его.

    Заключение. Таков воинствующий на земле папский римо-католицизм и презренная раба его уния.

         Г. Миннеаполис, США

         25 Мая 1926 г.


Примечания.
[П1]  http://zarubezhje.narod.ru/mp/n_047.htm Протопресвитер Иоанн Недзельницкий (John Nedzelnitsky) (1866-1946)
[П2] Предисловие написанное курсивом и подзаглавия прибавлены редактором этого портала.
[П3] Снято с портала http://metanthonymemorial.org/ Metropolitan Antony (Hrapovicki) Society. Prof. George M. Soldatow. GeorgeSoldatow@yahoo.com.

Литература на наших эл. стр.
• История Христианской Церкви. Обзор (ДД-13)    РА    А
• Введение в Историю Христианской Церкви. Краткий обзор (ДД-13.3)    РА    А
• Истоки разницы между Западной и Русской Церквами. Русское Православие (ДД-13.7)
• Религии в начале XXI века (ДД-13.8)    РА    А
• Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство.
  Сравнительное богословие (о.прот. Митрофан Зноско-Боровский) (ДД-13.9р)
• Православие и протестантизм (ДД-16)
• Преподобный Амвросий Оптинский о Латинской Церкви (ДД-16.2р)
• Чем отличается прав. вера от западных исповеданий (Мит. Антоний (Храповицкий, 1911 г.) (ДД-16.3р)
• Гордыня и русофобия у западных христиан (Арх. Никон (Рождественский) 1912 г.) (ДД-16.4р)
• Серафим Саровский и Франциск Ассизский (Лодыженский, 1912 г.) (ДД-16.5р)
• Православие и Католицизм. (В разработке) (ДД-16.6)
• Рим и Россия (Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский) (ДД-16.7р)
• Западные христиане (Автор – греческий старец живший в XV веке) (ДД-16.8р)
• О Православии и Католичестве (И.А.Ильин) (ДД-16.9р)
• Литература о гордыне (ДД-53)
• Принятие христианства Европой и Русское Православие (ДД-86)
• Первоисточник русофобии на Западе (ЗЗ-10.2)
• Русофобия на ДД
•  http://www.antipapism.kiev.ua/
•  http://www.antipapism.kiev.ua/ Н.Н.Воейкова "Церковь, Русь, и Рим"
•  http://www.voskres.ru/taina/agression.htm Духовная агрессия
•  http://religion.russ.ru/problems/catolicism/20020719.html Католическая Церковь с точки зрения России


• НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ • НАВЕРХ

(ДД-88р),  http://www.dorogadomoj.com/  dr88rkc.html,  (нач:26июн10), (I-й вып:27июн10),  19июл10